×
           
Comments Off on Древнее знание нестинаров и достижения современной науки в одном лице

Древнее знание нестинаров и достижения современной науки в одном лице

Пишу я про водопад Орфей в Родопах, вспоминаю гробницу Орфея Татул и пещеру Дьявольское горло через которую певец спускался в мир мёртвых за Эвридикой, читаю про Дионисийские мистерии, и тут ко мне во все соцсети стучится в друзья человек вот с такой аватаркой…

 

 

Обычно я бы не стала отвечать таким полуобнажённым красавчикам, но любопытство, вызванное образом Орфея, взяло верх.

Оказалось, что это учёный Горан Стефанов – теолог и магистр этнологии, автор статей и фильмов о той стороне Болгарии, которая мне так интересна! Он пишет диссертацию по теме «Сакральная этногеография Странджи». То есть с научной точки зрения изучает такие места, как гробница Бастет, Индипасха, Беглик Таш и многие другие, которые я собираюсь описать на этом сайте. Горан исследует геомагнитные аномалии, появившиеся миллионы лет назад в результате движения тектонических плит, и их влияние на психику человека. Рассматривает динамику развития мест силы от древних мегалитных обсерваторий до нынешних христианских святынь.

Но это не всё. Ещё он – нестинар, который, несмотря на то, что родился в Ямболе, влился в закрытую тысячелетнюю традицию, существующую только в Страндже.

 

 

Нестинарство – это религиозно-мистическое течение, для которого характерно смешение языческих и христианских традиций. Главный праздник для нестинаров – день Св. Константина и Елены, который празднуется 3 и 4 июня. Многие люди, побывавшие в Болгарии, слышали про ритуальтый танец на раскалённых углях, который предлагается туристам в качестве аттракциона под обильную трапезу, но мало кто знает, что на самом деле стоит за этим действом.

Конечно, я не могла упустить возможность и не встретиться с Гораном для беседы.

Горан, расскажи, как ты решил стать нестинаром?

Я не принимал решения стать нестинаром. Это просто случается – человек видит сны, получает знаки. Примерно с подросткового возраста мне начали сниться разные святые и ангелы, которые говорили, что есть Путь, который мне предстоит пройти. Они пытались донести до меня что-то, но тогда я был ещё не в состоянии понять этого.

Я видел во сне святую Марину, которая постоянно мне говорила прийти к ней. И других святых, которые звали меня к себе. Они говорили, что я им нужен. Но я не знал, куда мне идти. И только спустя годы понял, что они меня зовут в Странджу.

Это случилось, когда меня пригласили принять участие в съёмках фильма о Страндже в село Былгари. Я должен был выступить в роли консультанта в составе съёмочной бригады. Мы поехали в село специально на нестинарский панагир – то есть праздник.

Когда я вошёл в конак – священное для нестинаров место – я увидел женщину в народной одежде, которая отвечала на вопросы журналистов. Тихим тонким голосом она говорила о том, что всегда стремилась делать в жизни добро, никогда не отказывала просящим. Внезапно она повернулась спиной к камере и пошла прямо на меня. Я видел, как она меняется – глаза широко распахнулись, всё лицо стало совершенно другим. Она заговорила со мной грубым низким голосом: «Сегодня вечером ты будешь танцевать на углях». Я растерялся, и не знал, как реагировать. Она видела меня впервые, и я её никогда не встречал раньше. Она продолжала: «Подойди ко мне у огня, я проведу кажение, и ты войдёшь внутрь». Потом она резко обернулась и вышла. Когда я пришёл в себя, я нашёл эту женщину на улице и спросил: «Кто ты?» Она снова впала в какое-то необычное состояние и сказала, что её зовут Баба Злата.

Через некоторое время я снова увидел её, на этот раз в компании других одетых в народные костюмы женщин – мне стало ясно, что это нестинарки. Я решил продолжить разговор и спросил: «Баба Злата, а откуда ты?» Она, как будто, меня не слышала. Я повторил вопрос, и тогда она обернулась ко мне и удивлённо сказала тихим тонким голосом: «Меня зовут Веска, и я из села Бродилово».

Явно, до этого она говорила со мной не от своего имени. Баба Злата – была последней потомственной нестинаркой. Она на умерла в 1970-м году. Вероятно, я наблюдал тот случай, когда в момент транса происходит связь с существами из другого измерения.

 

 

Ты был посвящён в нестинары? Был какой-то обряд инициации?

Да. Посвящение в нестинары подразумевает определённый обряд. Другой нестинар, окуривает тебя ладаном, используя кадило, и говорит молитвы, которые невозможно разобрать. Ты слышишь слова и не можешь понять их.

Но это лишь часть инициации, начало посвящения. А само посвящение, в сущности, занимает несколько лет. Потому что нестинарство – это не просто танцы на углях, это совокупность большого количества обрядов, которые совершаются на протяжении всего годового цикла. После окуривания следуют ещё несколько подобных ритуалов, которые делает тот, кто тебя посвящает. Он как бы ведёт тебя, пока в итоге не устанавливается связь со святыми. Мне очень трудно это объяснить… После посвящения, ты начинаешь говорить со святыми. Так же, как мы сейчас разговариваем с тобой. Такая связь должна установиться. И когда она установлена, не только они что-то тебе говорят, но и ты можешь им отвечать.

Ты можешь с ними говорить везде и всегда? Или только в момент проведения ритуалов?

Я могу с ними разговаривать на тех местах, которые считаются священными.

Странджинские горы сформировались двести миллионов лет назад в начале мезозоя, когда существовал единый континент Пангея. Тектонические пласты земной коры разделились, а потом начали снова сближаться друг с другом. И когда евразийская плита сблизилась с индийской, в это время образовались Гималаи, и очень большие земные массы были выброшены из Малой Азии. Они буквально сформировали Странджу. В результате этого под странджинскими горами образовались очень большие пещеры, наполненные полезными ископаемыми. Они и сейчас там. Когда земные магнитные волны проходят через них, получается аномалия. И это обуславливает появление мест с особой энергетикой. Древние люди были более чувствительны и сумели открыть эти места. Они строили на них святилища, дольмены.

 

 

В новом времени на некоторых местах, где зарегистрирована такая аномалия, построили христианские святилища. Этим обусловлена их энергетика, которая позволяет установить связь с миром, который называют магическим, потусторонним. Именно магнитная аномалия создаёт место силы, делает его мощным энергетическим центром.

Нестинарство тоже можно считать христианизацией более старых, языческих верований?

Да, да. Одно наложилось на другое. Очень часто за образами различных святых можно распознать образы более древних божеств. Например, невозможно не отметить сходство фракийского всадника и изображения Георгия Победоносца.

 

 

Бог, Высшие силы, энергия Вселенной – всё это вопрос терминологии. Можно сказать Господь, можно сказать Аллах, можно сказать Высшая энергия. Кто-то из нестинаров говорит, что чувствует, как во время обряда в его тело входит дух святого и управляет им. Кто-то признаётся, что ощущает огромную силу – это всё одно и то же состояние, просто выраженное разными словами. Святые – это просто персонализация разного рода сил. Так было и раньше. Люди всегда любили наделять энергию каким-то обликом, чтобы легче было установить с ней контакт. Это своего рода упрощение – нам всегда легче взаимодействовать с тем, что мы как-то обозначим для себя, как-то назовём. Когда мы соприкасаемся с сущностями, которые гораздо больше нас, выше нашего понимания, персонализация открывает для нас возможность вступить с ними в диалог.

Сакральные праздники тоже связаны с движением космических тел. Например, христиане верят, что в определённый день года вода в источнике становится святой, целебной. В этот день Солнце, Луна и звёзды, находятся на каких-то постоянных местах по отношению к Земле. И это всегда было так. Это цикл. Наша Земля – это большое небесное тело. И геомагнитная энергия естественно зависит от расположения других небесных тел. Это законы физики, которые в древности передавались языком священного служения.

 

 

То есть, можно сказать, что нестинары приняли астрологические знания от древних людей?

В частности, да. Сложно понять, откуда у древних людей были астрологические познания, но факт, что они знали о движении планет, не оставляет сомнений. Поэтому считается, что все древние святилища – это ещё и астрономические обсерватории. Такие древние обсерватории есть во всём мире, не только в Болгарии. Их строили люди, которые явно обладали знаниями о движении небесных тел. Думаю, мы можем с уверенностью говорить только о том, что было некое священное знание, которое сейчас утеряно, или почти утеряно. Это какое-то герметичное знание, которое передавалось только в кругу посвящённых.

Когда-то нестинары относились к жреческому сословию. Это была отдельная родовая структура, даже браки заключались только в рамках этой структуры.

Впоследствии это послужило причиной того, что они были гонимы церковью. Церковь не одобряла нестинарства, потому что воспринимала эту традицию как почитание языческих богов, беснование. Эта проблема существует и сейчас. По мнению православных священников, в тело нестинара вселяется не дух святого, а дьявол. Кроме того, нестинары связываются с обитателями потустороннего мира, а согласно традиционному христианству – это дьявольская практика. Этим занимаются ведьмы.

Но, похоже, получить доступ к древнему тайному знанию теперь возможно только через вхождение в изменённое состояние сознания. Нет другого способа «связаться» с его носителями.

А что конкретно происходит? Что это за изменённое состояние, в которое впадают нестинары?

Это такое особенное психосоматическое состояние. Учёные описывают его словом, которое было открыто в древнейших текстах – это слово экстаз. Экстатичное состояние. Тут заключено два понятия – эйфория и экстаз. Эйфория – это когда человек приближается к Богу, или Высшей энергии. А экстаз – это когда Бог нисходит на человека. Или можно сказать – энергия Земли соприкасается с энергией Солнца, как это представляли древние. Это создаёт такой вихрь в сознании человека, что он перестаёт чётко разграничивать материальную и нематериальную реальность.

На болгарском языке это состояние называют термином «прихващане». Точные ощущения нелегко описать. По моему мнению, телесный статус напоминает симптомы, которые появляются при гриппе. Небольшие боли в животе, тошнота, холодные и горячие приливы, сухость во рту, озноб, повышенное потоотделение.

В том состоянии, в которое впадают нестинары, часто они могут видеть разные галлюцинации – и звуковые, и визуальные, и тактильные. Например, когда по приглашению Бабы Златки я оказался у ритуального огня, Веска меня спросила: «Видишь тропинку? Проходи по ней. Святой Константин её сделал». И я действительно увидел, что в середине угли были не такого цвета, как остальные. Я прошёл точно по этой линии. А когда вышел из огненного круга и обернулся, тропинки больше не было.

 

 

Нестинары способны чувствовать то, что другие не чувствуют. Некоторые из них могут предсказывать будущее, другие – исцелять. Есть и такие, которые могут разговаривать с людьми, давно покинувшими этот свет.

Не страшно входить в это состояние? Отдавать контроль над своим телом неведомой энергии?

Нет, не страшно. Основная эмоция перед танцем в огне – предвкушение чего-то значимого, нервное нетерпение. Ты как будто чувствуешь зов, которому не можешь сопротивляться. Не случайно есть примеры, когда нестинары, которым запрещали участвовать в обряде, сильно заболевали и даже умирали.

Страха здесь нет. Ведь это происходит не в один момент. Подготовка длится много часов. За несколько дней до праздника я соблюдаю диету – не ем мясо, не пью алкоголь, воздерживаюсь от секса. Танцы на углях – это лишь кульминация праздника. Рано утром в церкви начинается богослужение, а после священнодействие перемещается на улицу.

Иконы облачают в специальные шали, потому что мы видим их не как изображения на холсте, а как живых святых, которые присоединяются к шествию. Важен ритуал с омовением икон.

Когда приближается момент танцев на углях, каждый нестинар делает из них какие-то свои фигуры-символы, которые они видел в своих снах.

Это может быть крест, звезда, розетка или что-то другое.

 

 

Войти в экстатическое состояние помогает музыка. Всё происходит под звук двух волынок. Но главное – это особый ритм, который отбивается на двух специальных барабанах. Фольклорное название этого ритма – буенек. Он влияет на психику таким образом, что человек может легко впасть в состояние, в котором ему открываются сверхчеловеческие способности.

Скажи, как обычные люди могут приобщиться к этому действу – стать не просто наблюдателями, а соучастниками процесса?

Это неминуемо произойдёт. Ритм барабанов действует абсолютно на всех людей. В том числе и на наблюдателей. Они чувствуют себя по-особому, ощущают особенное состояние.

В былые времена этот праздник был естественной частью действительности. Все принимали в нём участие. Если кто-то, не принадлежащий к роду нестинаров, хотел приобщиться к священнодействию, он мог сделать подношение для приготовления курбана.

Сегодня, к сожалению, всё происходит наоборот. Туристов привозят с морских курортов в деревню и устраивают для них пир, в завершении которого артист танцует на углях.

Я считаю, если вы действительно хотите соприкоснуться с этой традицией, в первую очередь вы должны хоть что-нибудь об этом почитать, приехать на праздник подготовленными, чтобы понимать, что происходит. Это поможет вам открыть доступ и к более тонким ощущениям.

Нестинарство – это феномен, который очень хорошо описан, но не понят. Есть много книг о нестинарах. И я как этнограф могу сказать, что в них всё подробно изложено – что они делают, чего не делают, в какой одежде, с какими иконами. Но когда о каком-то явлении пишет человек со стороны, он никогда не сможет понять того, что происходит внутри. Почему это происходит? Откуда идёт сила? Что это за сила? Какова её сущность? Это мы можем понять только через приобщение к практике.

 

 

Нестинарство – один из путей постижения этих вопросов. Кто-то проходит этот путь, к примеру, через йогу, медитации, дыхательные практики. Всё это тоже виды духовных учений, которые помогают превзойти духом тело. В них тоже важно установление связи. Она не так мистична, как в нашем случае, но она есть.

И если твой вопрос касается того, как приобщиться к этой силе, почувствовать эту связь, то для этого не обязательно становиться нестинаром. Каждый может выбрать для себя собственный путь духовного развития. Но если мы говорим о повышении культурного уровня, о приобщении к традиции, то это без сомнения почувствует каждый, кто окажется на нестинарском празднике.