×
Comments Off on Беглик Таш – инструмент исцеления через звук

Беглик Таш – инструмент исцеления через звук

Мегалитный комплекс Беглик Таш – одно из известных мест силы в Болгарии, которое привлекает паломников, шаманов и просто любознательных туристов со всего света. Но что мы в действительности знаем об этом месте и о том воздействии, которое оно оказывает на духовных искателей и случайных гостей?

ИССЛЕДОВАНИЯ АРХЕОЛОГОВ

Беглик Таш, или как его называют болгарский Стоунхендж, – это древнейшая мегалитная обсерватория, построенная представителями цивилизации, которая существовала до нашей. Археологи считают, что полторы тысячи лет до нашей эры фракийцы, населявшие эти земли, начали использовать скальный комплекс как святилище. Здесь проводились ритуалы в честь божественного союза Матери-Земли и Отца-Солнца. Вероятно, астрономия и вера в небесных покровителей в те времена были представлены в сознании людей в одной и той же терминологии, взаимно дополняя друг друга.
Часто для исполнения священнодействий наши предки старались выбрать место максимально приближённое к небу. Скала являла собой модель священной связи Земли и Космоса, сакрального взаимодействия солярных, или небесных, и хтоничестких, земных, богов. Ритуальная площадка Беглик Таш располагается на самой высокой горизонтальной части хребта Маслен нос, в непосредственной близости от пика Китка. Здесь горы Странджинского заповедника встречаются с морем.
Святилище имеет специфические скалистые формы, которые образовались в результате деятельности угасшего вулкана, некогда существовавшего на вершине Китки.
Однако ещё в девятнадцатом веке родоначальники болгарской археологии братья Шкорпил отметили, что каменные валуны были обработаны человеческой рукой.
Официальная наука полагает, что Беглик Таш был построен фракийским племенем скирмиани, которые населяли это регион в древности и слыли одними из лучших металлургов древней Фракии.
В семидесятых годах двадцатого века основатель института фракологии Александр Фол и исследователь болгарского культурного наследия Иван Венедиков подтвердили догадку своих предшественников о том, что камни этого мегалитного ансамбля были обработаны искусственно.
Во времена советской Болгарии попасть в святилище было невозможно, так как оно находилось на территории охотничьей резиденции Тодора Живкова – генерального секретаря Цэ-Ка компартии Болгарии.
Археологические исследования этого объекта продолжились лишь в две тысячи втором году под руководством Цони Дражевой из Регионального исторического музея Бургаса. А в две тысячи третьем комплекс был открыт для посещения туристами и начал обрастать ворохом легенд и занимательных историй.
А простор для фантазии тут великий!
Некоторые из камней весят почти сотню тонн. Их ориентация являет собой своеобразную астрономическую карту. Трудно вообразить, откуда у древних людей были технологии, позволяющие передвигать столь массивные валуны. Но главное – откуда им были известны те данные о небесных телах, которые только открывает современная наука?

КАК ИСПОЛЬЗОВАЛСЯ БЕГЛИК ТАШ?

Впрочем, как сведения археологов, так и догадки мистиков и эзотериков – это лишь предположения, которые пока ждут подтверждения. Однако есть и то, что мы можем знать точно уже сейчас.

Горан Стефанов:
«Меня зовут Горан Стефанов, я докторант Пловдивского университета и в то же время работаю в историческом музее Малко Тырново как этнограф. Впервые я попал сюда в две тысячи девятом году. И тогда почувствовал особенную акустику в этом каменном ансамбле. Для меня это явление, которое можно определить как «звуковая реверберация». Несколько раз я проводил наблюдения с различными инструментами, один из которых кавал. Согласно моим наблюдениям, звук отражается от камней, после чего возвращается обратно к слушателю. И определённым образом влияет на его вестибулярный аппарат, на кристаллы, которые находятся внутри, приводит слушающего этот звук в особенное состояние. В таком состоянии человек податлив на различные внушения. Думаю, что древние использовали этот комплекс, чтобы вызвать теофанию у богомольцев, которые сюда приходили».

Теофания – явление распространённое в античной культуре. Зародившись в религии и мифологии древней Греции, оно перенеслось в ветхозаветные традиции и христианство.

Так называют особое состояние, когда человек может непосредственно видеть божество или божественную сущность, вступать с ним в прямое взаимодействие. Так боги Олимпа участвовали в сражениях вместе с обычными смертными и даже образовывали с людьми брачные союзы. В христианстве и других монотеистических религиях можно встретить множество примеров видений, в которых ангелы или святые являлись людям и передавали им божественное знание.

В Страндже до сих пор жива древняя традиция нестинарства, носители которой регулярно проводят ритуалы, позволяющие им общаться со святыми также, как мы общаемся между собой. Цоня Дражева полагала, что именно нынешние нестинары – продолжатели одного из древних жреческих родов, который был главным на этом святилище.

Язык общения с Высшими силами изменчив. Кто-то верит в существование человекоподобных существ со своим характером и внешними особенностями – будь то лесные духи, античные боги или христианские святые. Кто-то предпочитает называть невидимые силы, влияющие на нашу жизнь, энергетическими потоками или биополями. Это вопрос терминологии. Так или иначе, в определённых состояниях сознания, человек способен получать мистические переживания, которые под руководством знающего «проводника» могут стать мощным трансформационным опытом – путешествием за силой или информацией.
Использование музыкальных инструментов для вхождения в экстатическое состояние характерно для множества культур. Как окуривание или употребление психотропных веществ в шаманских практиках, святилище, выстроенное по образцу звукового резонатора, открывает так называемый «портал» в мир духов.

Горан Стефанов:
«Этот эффект звуковой реверберации, или фоновой реверберации, как я её называю, наблюдается во многих фракийских структурах того периода времени – середины железной эпохи, то есть с начала первого тысячелетия до третьего века до нашей эры. Явно существовало какое-то древнее познание, где звук был ключевым элементом. Сегодня оно уже утеряно. Это познание циркулировало в жреческих структурах и жрецы явно использовали его для освоения различных пространств, которые они превращали в свои храмы. И поэтому мы с уверенностью можем говорить, что древние фракийские гробницы, включая гробницу Голяма Косматка, – это древние храмы, в которые совершалось посвящение в это тайное познание, или посвящение в царский сан».

Болгария считается третьей страной в мире по количеству сохранившихся мегалитных строений после Италии и Греции. Часть из них являют собой дольмены, или как их называют местные жители «дома драконов». Вокруг комплекса Беглик Таш, найдено множество скальных сооружений, обработанных искусственно. На этой территории зарегистрировано около пятидесяти дольменов. По всей Болгарии же их несколько сотен.

К памятникам мегалитной культуры относят и погребальные сооружения. Такие как Голяма Косматка – одна из самых богатых и величественных гробниц, которая была обнаружена в долине фракийских царей в километре от города Шипка.

Менгиры, кромлехи, скальные святилища и ритуальные площадки с высеченными солярными кругами – фракийцы, населяющие эти земли тысячи лет назад, оставили для нас много загадок. Но есть и немало подсказок.

Горан Стефанов:
«Я провёл несколько экспериментов с разными музыкальными инструментами – с гитарой, с волынкой и с кавалом. Оказалось, что струнные инструменты, не имеют такого отчётливого звучания, которое наблюдается при игре на духовых инструментах, особенно на кавале. Волынка тоже звучит близко к тому, чтобы вызывать эту реверберацию, однако немного не дотягивает. Но кавал слышен особенно ясно. И я думаю, что древние использовали инструменты, которые очень напоминали современный кавал, даже полагаю, что в современной структуре кавала, в его устройство, вплетена древняя философия».

Кавал – духовой музыкальный инструмент, характерный для болгарской фольклорной музыки, которая является нераздельной частью народного творчества Фракии. Есть мнение, что в строении кавала закодировано представление древних фракийцев о мироустройстве. Инструмент состоит из трёх частей. Одна часть отражает связь с верхним миром – миром богов. Вторая олицетворяет средний мир, мир людей. Третья – нижний мир, или царство мёртвых.

Горан Стефанов:
«Музыка, которую исполняли древние, в том числе и фракийцы, особенно почиталась. Это была не та обыкновенная музыка, которую мы слушаем сегодня для развлечения. Это была музыка, которая служила для исполнения различных ритуалов. И именно на этой системе музыкальных представлений возникла древняя религия, которая называется Орфизм. Согласно Орфизму, музыка идёт не от людей, а от Космоса, и человек становится именно инструментом в руках Бога. Об этом говорил и древний поет и музыкант Орфей, который своими словами и своими песнями, своей музыкой мог укротить даже самых диких зверей, и уложить их у своих ног. Есть очень много изображений, на которых Орфей стоит перед дикими животными, которые ему покоряются. Это такая музыка, которая, повторюсь, не для развлечения, она принадлежит Богам, она идёт от них, согласно древнему Орфизму, и она предназначается для них. Это коммуникация между Богом и человеком».

Существует мнение, что ритуальная музыка зародилась именно в землях Фракии две с половиной тысячи лет назад. Спустя время она стала стилизированным искусством в храмах Египта.

Фракийский орфизм – это современный термин, введённый Алксандром Фолом. Он обозначает мистическое религиозное течение в древних средиземноморских культурах. Центральная идея орфизма – возможность преодоления смерти через посвящение в тайное мистическое учение.

Древние воспринимали время не линейным, как нам видится сегодня, а цикличным, где каждый цикл способствует самоусовершенствованию, ведущему к бессмертию.

Схожие идеи о приближении к своему наивысшему потенциалу можно наблюдать в большинстве духовных традиций древности – например, познание в себе природы Будды.

Но, конечно, вовсе не обязательно придерживаться каких-то религиозных или философских взглядов, чтобы ощутить на себе магическое воздействие места силы.

Однако, если вы придёте к Беглик Ташу и просто сфотографируетесь у каждого камня, послушав его историю, вы возьмёте лишь малый процент от того, что могли бы получить. Это всё равно, что принять подарок, но никогда не разворачивать его, любуясь лишь красивой упаковкой.

ЧТОБЫ ЭТО МЕСТО МОГЛО ОТКРЫТЬСЯ ДЛЯ ВАС, ВАМ НЕОБХОДИМО «ЗВУЧАТЬ».

Как раньше, так и сегодня мистики часто используют для шаманских путешествий бубен и варган. Считается, что бубен открывает шаману путь в иные миры, а варган – оберегает, призывает духов-помощников.
На уровне физиологии возможность вхождения в изменённое, расширенное, состояние сознания объясняется очень просто. Электрическая активность мозга проявляет себя в виде мозговых волн. Альфа, бета, дельта и тета – это основные ритмы, которые обычно генерирует наш мозг в повседневной жизни.
Когда мозг работает в диапазоне бета-частот, мы активны, наше внимание направлено на окружающий мир.
Альфа-волны погружают нас в состояние расслабленности. Если мы прикроем глаза и немного пофантазируем, наш мозг переключится с бета- на альфа-волны.

Тета-фаза – состояние глубокого, гипнотического расслабления. Для неё характерно ощущение единения со всем миром. В этом диапазоне работает наш мозг, когда мы видим сновидения, или когда к нам внезапно приходит озарение.
Дельта-волны отражают очень глубокое погружение в себя. В этом состоянии у человека могут проявиться сверхъестественные способности.
При игре на варгане во рту возникает звуковая волна. Подобрав определённое звучание, которое будет резонировать с основными ритмами вибрации человека, играющий может ощутить расширение границ восприятия. Это особое состояние, в котором вас могут посетить творческие озарения, прийти неожиданные подсказки для выхода из трудных жизненных ситуаций.
Для этих же целей используют бубен, но в отличие от варгана, он может объединить в одном «путешествии» целую группу людей.

Места, подобные Беглик Ташу, сами по себе являются своеобразным «музыкальным инструментом». Для игры на таком «инструменте» требуется лишь чистый звук. И, конечно, самые личные произведения на нём можно «сыграть» собственным голосом.

Горан Стефанов:
«Естественно, если человек может достичь соответствующего звучания тоновых структур, используя только свой голос, камни тоже будут вибрировать. Это ощутила и Цоня Дражева с её командой, когда проводила здесь раскопки. Когда позже я с ней разговаривал, и поделился своими впечатлениями, она мне сказала: «Да, и мы слышали подобное эхо». Поэтому я считаю, если человек с хорошо поставленным голосом начнёт тут петь, а древние без всяких сомнений это делали, у него получится добиться точно таких же результатов, как и с музыкальным инструментом».

Состояние, которое достигается за счёт изменения мозговой активности через звуковую реверберацию, открывает в человеке те способности и качества, которые в обычно дремлют.

Изменения происходят не только на ментальном, но и на физическом уровне.

Например, тестирование на электроэнцефалографе энергетических целителей, которые используют технику Рэйки, показало, что они активно используют альфа-волны, будто становясь проводниками энергии, которую черпают из некоего источника и направляют через руки на исцеление пациентов.
Несмотря на то, что мы лишь недавно в масштабах истории смогли научно описать работу мозговых ритмов, без сомнения нашим предкам было известно об этом намного больше, чем мы знаем сегодня. Не удивительно, что практика энергетического целительства в прошлом была развита гораздо лучше, чем сейчас. И, возможно, на этом будет строиться холистическая медицина будущего.

Горан Стефанов:
«Нужно отметить, что в святилище приходили не только для того, чтобы получить посвящение. Сюда приходили разные богомольцы, которые верили и которые искали помощи высших сил. Сегодня тоже святые места посещают люди, страдающие от болезней. И здесь были такие. Я полагаю, что тут исполняли обряды исцеления. А если точнее, проводили музыколечение – лечение музыкой. Вероятно, существовало несколько способов использовать целительную силу этого места. Один из них – игра на различных инструментах. Люди верили, что таким образом они могут победить болезнь».

ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО СВЯТИЛИЩА

Необходимая акустика в комплексе Беглик Таш создаётся за счёт определённого расположения камней. Каждый из них находится на своём месте и несёт определённую символику.

Слева от входа можно увидеть так называемое «брачное ложе», рядом с которым археологи обнаружили высеченные в камне ритуальные ванны, куда наливались священные жидкости: молоко – символ богини-Матери, оливковое масло – символ отца-Солнца, вино – символ крови и вода – символ сакрального начала, в котором проявляется всё живое. Эти жидкости являлись отражением и четырёх стихий: вода, олицетворяющая водную стихию, молоко – воздух, масло – огонь и вино – землю.

Горан Стефанов:
«На входе находится так называемое каменное ложе. Я считаю, что это место, на котором древние оставляли подарки, когда посещали это святилище. И это не случайно. Даже в нынешнем фольклоре сохранилось придание, согласно которому Солнце после заката ложится спать. В фольклорном представлении сон может быть приравнен к смерти. То есть Солнце умирает. Поэтому здесь оставляют подарки. Это каменное ложе направлено точно на запад, и последний луч заходящего Солнца, проходя через Апостол Таш, попадает в определённое место, которое покойная Цоня Дражева назвала Утроба. Именно это место служит для возрождения нового Солнца в своей новой форме. Постоянное умирание и возрождение, постоянный цикл, и именно это соответствует культу древней Богине-Матери».

В центре комплекса находится самый невероятный камень, получивший название Апостол Таш. По форме он напоминает перевёрнутое сердце, и, несмотря на внушительные размеры, он стоит на трёх точках, образуя под собой нишу.

Горан Стефанов:
«Через это отверстие в Апостол Таш проходит последний солнечный луч, который освещает в последний раз дольмен – один из самых больших дольменов на Балканском полуострове. Здесь будет возрождено новое Солнце – то, которое поднимется на небо и снова осветит Землю. Это особенная часть древней космогонии, которая вплетена во фракийский Орфизм – вечное рождение и вечная смерть, которые образуют нескончаемый цикл».

Проходя через нишу под Апостол Таш солнечный луч входит внутрь центрального дольмена. Дольмен Утроба символизирует детородную сущность Женщины. Таким образом происходит её оплодотворение, которое описано в Орфизме. Здесь зарождается новый цикл жизни.

Горан Стефанов:
«Именно этот дольмен – Утроба – служит для возрождения нового Солнца. Во время ритуала посвящения в эту традицию тот, кого посвящали, стоял в этом дольмене до самого восхода нового Солнца и слушал музыку, которая приветствовала этот восход и его новое рождение как неофита».
В дольмене Утроба тот, кто должен быть посвящён в тайное знание, или тот, с которым должны были совершить таинство исцеления, оставлял свои дары Солнцу.

В комплексе есть и другие места, где принято было оставлять подношения.

В центре находится самый высокий камень, который называют Менхир. На нём археологи обнаружили засечки, отмечающие годовой солнечный цикл – равноденствия и солнцестояния. А в его центре можно увидеть высеченную нишу – след Бога-Солнца. На противоположной стороне скальной площадки виден подобный след Богини-Матери.

Горан Стефанов:
«Такие следы, такие ямки, которые использовались древними при различных ритуалах, можем обнаружить во множестве их памятников, которые сохранились до наших дней. Не знаю, насколько соответствуют эти ямки представлениям о следах Богов, возможно, они играли роль сосудов, в которых собирались различные жидкости для их освящения. Но я убеждён, что это место принадлежало одному серьёзному правителю, и его жрецы считались прорицателями. Такой миф вплётён в древнюю аргонавтику. Это миф о Финее. Не случайно здесь есть такой проход, символизирующий проход аргонавтов через пролив. Именно это навело меня на мысль, что правитель, который управлял этими землями в крепости Волчаново кале – в нескольких сотнях метров отсюда – был одним из гегемонов древнего Чёрного моря и древнего понтийского пути».
ЛЕГЕНДА ОБ АРГОНАВТАХ

Древнегречекий миф о морском походе за Золотым руном отражён в одной из скальных композиций Беглик Таша.

Когда аргонавты под предводительством Язона отправились за Золотым руном, на пути их ждало много приключений. Их путь пролегал из Фессалии к берегам Колхиды – нынешней Грузии. Они плыли долго, и время от времени должны были пополнять запасы еды и пресной воды на суше. Так они оказались во Фракии.

А там, согласно легенде, встретили старца, в котором едва теплилась жизнь. Старец оказался оракулом по имени Финей, сыном Агенора, который раньше был царём Фракии. Сам Аполлон наделил Финея даром прорицателя. Но тот стал злоупотреблять тайным знанием, за что получил суровое наказание от богов. Апполон лишил Финея зрения и наслал гарпий, которые набрасывались на него всякий раз, как только он пытался утолить голод, и отнимали пищу. Изнеможенный старик взмолился о помощи, и Аргонавты помогли ему избавиться от вездесущих гарпий. Они приготовили великолепную трапезу для оракула, и в награду за спасение Финей подсказал им, как проплыть мимо сдвигающихся скал Симплегад у Босфора и заполучить Золотое руно.

Эту каменную композицию называют Лабиринтом. И самый узкий проход в нём символически отражает путь аргонавтов между скал.

Этот элемент скального массива сегодня часто служит аттракционом для беспечных туристов.
Говорят, что тот, кто сумеет пройти через эту узкую щель между валунами, получит большой заряд позитивной энергии и освободится от грехов. Кто знает – может, это и так. Однако изначальный смысл, заложенный фракийцами в этот архитектурный элемент, имеет довольно чёткое значение.

Горан Стефанов:
«Я думаю, что тут те жрецы, которые служили правителю крепости Волчаново кале, зафиксировали значение мифа о прорицателе Финее. Именно в этой расщелине. Этот миф распространён по всему Средиземноморью. Но он имеет исключительное значение для нашего Чёрного моря, и особенно для входа в Чёрное море – так называемого пути «Виа Понтика». Этот элемент святилища, который мы наблюдаем здесь как каменный проход эксплицирует момент древнего мифа о гегемонии того, кто управлял крепостью Волчаново кале над понтийским путём».
БЕГЛИК ТАШ СЕГОДНЯ

Дух захватывает от того, насколько глубоко в историю нас погружает соприкосновение со святилищем Беглик Таш. А самое ценное – то, что нам остался от предков не просто памятник древности, а всё ещё рабочий «инструмент», который требует уважения и бережного ухода.

Однако, вероятно, в угоду туристам на площадку был принесён каменный трон, на котором, по предположениям археологов восседал Верховный жрец, наблюдая за ритуальными играми. А в пятидесятые годы двадцатого века один из камней и вовсе был взорван. Эта история похожа на детскую страшилку: рассказывают, что человек, разломавший этот камень, собирался перевести его осколки в город в качестве строительного материала. Но на следующий день с его семьёй случилось несчастье, и он бросил начатое, так и оставив разрушенную каменную глыбу в искалеченном святилище. Сейчас она тоже стала удивительным объектом для посетителей, гадающих, как же древние люди сумели так ровно разрезать огромный валун.
К сожалению, всё это не просто убивает историю, но и лишает нас тропинки к древнему знанию, которое может быть навсегда утеряно. Изменение рельефа святилища нарушает изначально рассчитанный акустический баланс и искажает воздействие звуковой реверберации.

Историки, археологи, этнографы, геологи – все эти специалисты могут лишь объяснять подобные явления. Но объяснение и понимание – явления столь же далёкие друг от друга, как слово и дело. Попробуйте описать вкус спелого яблока тому, кто никогда в жизни не пробовал яблок.

Знание может сохраняться живым, не превращаясь в пыльные тома научных описаний, только через практику. Место силы может дышать только через нас с вами.

Несмотря на свои внушительные размеры и грубые формы, Беглик Тащ – это инструмент тончайшего воздействия на человека, который в руках деликатного «музыканта» способен исцелять тело и душу.